Страницы

пятница, 12 сентября 2014 г.

О развивающих книжках

Хочу поделиться своими мыслями о развивающих книжках. Дело в том, что мне очень нравится шить их, но, читая различные комментарии и отзывы о развивающих книжках, у меня возникло подозрение, что эта игрушка больше нравится мамам, чем деткам. Часто можно прочитать, что ребёнок поиграл пару дней и забросил. А мама жалеет, что потратила кучу денег... Тем, кто задумывается о покупке развивающей мягкой книжки, думаю, будут полезны мои размышления. 

                                   


Термин "развивающая книжка" несёт в себе некую двусмысленность. Видим: "развивающая книжка", думаем: "ага, развивающая, значит, должна сама развивать". Но дело в том, что всё совсем наоборот. Развивающие книжки предполагают обязательное участие в игре родителей, во всяком случае, в самое первое время. Ребёнку нужно показать все возможности такой игрушки. Большое количество съёмных деталей, звоночков, застёжек, пуговок и кнопочек воздействуют на все органы чувств. За шнурочки можно дёргать, ощущать различные фактуры деталей, слышать звон и шуршание, различать цвета и формы. Можно придумывать различные истории с героями книжки, обыгрывать различные ситуации. Поэтому к развивающей книжке, я думаю, обязательно должна прилагаться "инструкция" (такое страшное слово) , то есть рекомендации и описания различных заданий и возможностей этого пособия.
Но хватит общих слов. Приведу пример из одной своей книжки. 
Книжку вы могли уже видеть здесь, она посвящена временам года. По моей задумке рассчитана на детей 3-4 лет, а может быть и постарше. Хотя, конечно, родителям виднее. На зимней страничке есть ёлка, которую нужно нарядить. И мешочек с ёлочными игрушками.

                                   

В мешочке есть шарики и кубики, большие и маленькие, красного, жёлтого и синего цветов, звёздочки и бабочки (бабочки тоже разных цветов). Набор может быть другим, просто для этой конкретной книжки у меня собрался такой мешочек. Лучше, если будут бусины разных цветов, но одной формы, большие и маленькие. То есть попутно мы изучаем форму, размер, цвет. На ёлке можно собрать три нитки бус. Первое, что приходит в голову, просто нанизать на шнурок бусины на свой вкус. Нанизывание бусин хорошая тренировка для маленьких пальчиков. 

                               

Но задание игру можно усложнить. Такой вариант развивает не только внимание и мышление ребёнка, но и креативность творческое мышление и фантазию и комбинаторные навыки умение составлять разные варианты последовательностей из одних и тех же элементов. Главное правило игры: что не запрещено, то разрешено. Итак, наряжаем ёлку тремя нитками бус с условием, всего на нитке должно быть пять бусин, одна звёздочка. На большинство не только детей, но и взрослых слово "один" действует гипнотически: раз сказано "одна", значит и должна быть только одна звёздочка. Но ведь нигде не было сказано, что больше одной нельзя! Здесь важно обсудить с ребёнком условия этой задачи и объяснить, что вполне возможно использовать две, три и более звёздочек. Важно, чтобы была хотя бы одна!
Очень полезно в этой игре меняться ролями. Выполните задание сами, попробуйте придумать как можно больше вариантов. А ваш малыш пусть вас проверит. Роль "проверяющего" не только учит быть внимательным, но и поможет ему увидеть разные подходы к выполнению задания.
Обсуждайте с малышом предлагаемые им варианты. А если он предлагает одно и то же. пожалуйста, не раздражайтесь. Будьте терпеливы. И вы будете вознаграждены.
Продолжение следует...
Своими размышлениями с удовольствием делюсь в Первой Детской галерее

12 комментариев:

  1. "А если он предлагает одно и то же. пожалуйста, не раздражайтесь. Будьте терпеливы". - моя два года играет только в доктора:) это комментарий,Лен,конечно не к развивалкам,но не могла сдержаться:) мне если честно кажется,что детки годам к двум максимум к трем перерастают такие книжки, им надо глобально играть- так,знаешь,масштабно:) и в этой глобальной игре самим придумывать правила,а нам остается их только контролировать и немного корректировать,вот моя недели три уже таскает 600 разных деревянных бусин фигурных,что мне с Китая пришли. И что с ней сделаешь? зато моторика развивается да и фантазия. Мы их и сортируем и кормим животных и продаем в магазине и в кафе как заказы используеми все это в масштабах одного огромного дивана - смотрю и понимаю,что масштаб книжки для нее - не то:) а вот с года ей текстильная книжечка была очень интересна,т.к. в бумажных сильно не подергаешь, позаглядываешь:) но это только мое наблюдение,детки то все разные.

    ОтветитьУдалить
  2. Собственно ради такого комментария как Ваш, Олечка, я и затеяла этот разговор. Спасибо. Мой сын вырос уже давно, школу в этом году закончил. Поэтому я в этом плане отстала. А хочется, чтобы то, что делаешь, было полезным. Мои слова о том, что если ребенок предлагает одно и то же, нужно быть терпеливым, относятся только к конкретному заданию: созданию разных вариантов из одних и тех же элементов. Что касается таких вечных детских игр, как "дочки-матери", "в доктора" и т.д., то, безусловно, ребёнок в них создает правила сам. Но умение играть или выполнять задания не по своим правилам, а по другим, очень важный навык, который будет особенно востребован в школе, например. Поэтому мне кажется, что к развивающим книжкам, если они разумно составлены, можно возвращаться в разном возрасте.

    ОтветитьУдалить
  3. Отличный пост!!! Всё грамотно написано!!! Развивающая книга (и вообще игрушка) не будет развивать ребёнка сама по себе... Только вместе с родителями!!! Молодец, Елена! Думаю, что благодаря Детской галерее, многие мамы внимательно прочитают пост и задумаются...
    А книга может стать отличным помощником в любом дошкольном возрасте, да даже и для младшего школьного возраста, если её умело использовать.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Жанна, я очень рада появлению Детской галереи, потому что есть возможность не только показать свои работы, но и поделиться опытом и размышлениями о воспитании и развитии детей. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Вот я уже пару месяцев думаю: а надо ли шить такую книжку своему сыну (сейчас ему год и 5)... Наверное, пока решу конкретно, надо или нет, он уже в школу пойдет. Да, меня смущает цена на материалы, смущает, что поиграет пару раз и забросит. Но, с другой стороны, ему очень нравится дергать за всякие веревочки, расстегивать замочки, бусины просто обожает перебирать. Вот еще что не нравится в таких книжках: чаще всего вижу, что "дергательный элемент" всего один на страничку. Т.е. тут реально быстро надоест.
    Так что я пока в сомнениях))

    ОтветитьУдалить
  6. Ой, и еще допишу: в английском варианте такие книги называются quiet book, т.е. тихая книга. Предполагается, что мама дает книгу, ребенок спокойно играет в нее, а мама занимается своими делами в тишине, пока малыш увлечен)) Совершенно разные подходы к таким книжкам)

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за комментарий, Наталья. Когда я в начале этого года увидела в интернете такие книжки, очень загорелась идеей. Меня увлек процесс изготовления. Обрадовал получившийся внешний вид. И как человеку, который делает такие вещи, мне хочется своё изделие хвалить и рекламировать. Цена такой книжки (в таком варианте: с обработанными страницами, в перелёте), к сожалению, не может быть низкой - помимо не очень дешёвых материалов, здесь довольно много кропотливой мелкой работы, быстро не сделаешь. Отсюда - цена. Но когда я думаю, как мама, то понимаю, что тоже долго бы думала, стоит покупать такую игрушку или нет. Ну уж больно хорош фетр для подобных вещей - не мнется, не рвется, можно стирать. Поэтому я думаю, как книжки усовершенствовать. Хорошо, что Вы сказали про "дергательный элемент". У меня сейчас есть заказ, учту. Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, но вы можете проводить платные МК или он-лайн курсы по пошиву таких книжек. Я, к примеру, на такие книжки засматривалась ещё до родов. Но промониторила цены и поостыла (отзывы также сыграли свою роль). Подумывала сшить самостоятельно, но поняла, что без помощи опытного человека эта идея с большой вероятностью обречена на провал. А МК или курс - это уже другое дело. И подешевле получится, и будет игрушка для малыша, которую мама сделала своими руками.
      Ну как бы то ни было, Ваши книжки мне очень понравились. Основательно и очень продуманно сделаны. Удачи вам!

      Удалить
    2. Хасият, спасибо, что заглянули и на эти мои страницы. В шитье у меня гораздо больше опыта, чем в скрапбукинге. Создание МК или тем более курса ответственный процесс. Я обдумываю пока. Возможно, к концу года сделаю. Пока у меня есть несколько очень интересных, на мой взгляд, идей книжек и игр. Надо их в первую очередь осуществить.

      Удалить
  8. Елена, здравствуйте.
    Очень интересная статья. Текстильные книжки - это очень хорошее пособие и ваша идея с инструкцией просто блестящая!!! Ведь как дергать, открывать, закрывать понятно сразу, а как играть, придумывать историю, и не одну, а много разных в зависимости от возраста, вплетать в нее разные задания - это уже сложнее. Помощь в виде инструкции была бы кстати)))

    ОтветитьУдалить
  9. Наталия, спасибо! Но признаюсь, что идея с инструкцией не моя. Буклеты к своим книжкам делает Татьяна Петренко http://tanyahandmade.blogspot.ru/. В описании своих книжек мне показалось важным дать именно рекомендации заданий, которые можно выполнять, используя книжку.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваше внимание!