Страницы

суббота, 29 ноября 2014 г.

"Вместе весело шагать..."

Совсем недавно я показывала большое настенное развивающее панно "Гуси-лебеди" (кстати, пока писала пост, получила сообщение, что "Гуси-лебеди" благополучно долетели до Алматы, всего каких-то 17 дней, ура!, заказчица осталась довольна), а сегодня хочу представить вашему вниманию настольный коврик-игру. В нём соединились две идеи: игры-ходилки и сенсорных дорожек. Игры-ходилки были одной самых распространённых настольных игр моего детства. Помните, игровое поле, несколько фишек и игральный кубик. По очереди бросаем кубик и делаем ходы, кто быстрее пройдёт всё поле, тот - молодец. А "пальчиковые шаги" по сенсорным дорожкам используют логопеды в качестве прекрасного упражнения для развития речи. Только я подумала, какая же я молодец - придумала что-то новенькое. Не тут-то было... Есть в Москве мастерица Анастасия, которая уже сделала нечто подобное до меня. У Насти прекрасные развивающие книжки, очень  интересные и прекрасно выполненные.
Но не стала я отказываться от идеи, тем более, что это был срочный заказ. 
Итак, вот моя настольная игра. Назовём её "Вместе весело шагать..."




Игровое поле 30 на 40 см, это пейзаж, который можно немного изменять, перемещая съёмные детали: домики, деревья, кусты, горы. 



Без съёмных деталей.



Водопад. 



Домики и деревья.





На цветочной полянке цветы-пуговички на вощёных шнурах, они перетягиваются.



В траве прячется улитка, если потянуть за шнурок, она появится.




Некоторые детали.




Рыбки в речке плавают.



На этом игровом поле играем в игру-ходилку. Для этого понадобится игровой кубик и фишки (пуговицы, маленькие игрушки). Играть можно вдвоём или втроём. Игроки по очереди бросают кубик и передвигаются "пальчиковыми шагами" на столько делений (деления - пуговицы, "кочки" из верёвки, узелки из вощёного шнура, мостик можно считать за одно деление), сколько точек выпадет на верхней его грани. Фишки нужны для того, чтобы отмечать место остановки. Если игрок остановился на красном делении (красной пуговичке), он пропускает ход или выполняет какое-нибудь несложное задание (попрыгать, похлопать в ладоши - задание зависит от возраста ребёнка). Если остановился на жёлтом делении, делает два дополнительных шага вперёд. Выигрывает тот, кто первым пройдёт от одного домика до другого. 

Игровое поле можно использовать и просто как длинную сенсорную дорожку.
Она сделана из материалов разной фактуры, дающих различные сенсорные ощущения: пуговиц - металлических и пластиковых (гладких и фактурных), верёвки, узелков из вощёного шнура, мягкой и жёсткой частей застёжки-липучки, маленьких бамбуковых палочек. "Пальчиковые шаги" по сенсорным дорожкам - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики ребёнка, внимания, зрительно-пространственного  восприятия, воображения, что, в свою очередь, способствует развитию речи.      
Перед тем, как предложить задания с "шагами" ребёнку, попробуйте сначала сами, чтобы уметь правильно подсказать ребенку, если у него возникнут трудности. Для удобства можно сначала убрать съёмные детали. Рекомендуется начинать с "шагов" указательным и средним пальцем ведущей руки. Это самый лёгкий вариант. Постепенно переходите к работе со второй рукой. Упражнения можно сопровождать ритмичными короткими стишками или приговорками. Например:


Маленькие ножки бежали по дорожке.
Большие ноги шагали по дороге.

Здесь подойдут короткие стихи  Агнии Барто:


Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска кончается,
Сейчас  я упаду!"и др.

А можно спеть песенку "Вместе весело шагать".

Вначале предложите ребёнку просто провести пальчиками по дорожкам. Попросите его описать  свои ощущения: дорожка гладкая, колючая, мягкая, шершавая и т.д. Придумайте название для дорожки, кто по ней идёт и куда. Кстати,  тропинка из пуговок-цветочков это маленькая радуга. 
Когда ребенок  будет готов "прошагать" дорожку, начните с самого лёгкого варианта - "шаги" указательным и средним пальчиками.  Можно использовать шагающие пальчиковые игрушки. Постепенно вводите остальные пальчики в такой последовательности:  указательный и безымянный, указательный и мизинец, большой и мизинец, большой и указательный,  большой и средний, большой и безымянный, средний и безымянный, средний и мизинец, безымянный и мизинец. Наибольшую трудность вызывают движения безымянного пальчика и мизинца.
Не спешите. Попробуйте вместе с ребёнком проделать эти упражнения, ведь они полезны не только детям, но и взрослым.
Впрочем, мне кажется, что можно и много других игр придумать с таким ковриком. Было бы желание.

Благодарю за внимание!
Отправляю свою игру в декабрьскую "Детскую галерею".

4 комментария:

  1. Елена, замечательная работа! Браво! Отличная идея сшить игру-бродилку из фетра, и добавить в нее элемент сенсорной дорожки!
    Список моих хотелок пополняется! ))) Ведь так здорово было бы всем вместе поиграть! Неимоверно полезная вещь!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наташа! Мне тоже кажется, что это такая игра для всей семьи, и развивайка ненавязчивая. Правда?

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, прекрасная настолка и развивающее панно с очень широким игровым потенциалом!

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга, спасибо. Думаю, надо еще в этом направлении поработать.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваше внимание!