Страницы

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Не о рукодельном или Бывших учителей не бывает...

По образованию я учитель русского языка и литературы. Но в школе работала очень мало: всего три года - два года после института и один - совсем недавно. Почему так сложилось - отдельная история. Сегодня не об этом. Я ни одного дня не пожалела о том, что получила такое образование - это мой багаж, моя гордость. А проблемы нашего образования - очень больной для меня вопрос. 
Вчера у моего сына закончилась первая в жизни сессия. Он учится в Лингвистическом университете. Непросто она ему далась, скажу я вам, очень непросто. И знаете, что сын мне сказал? "Мам, вам раньше было проще, у вас был опыт сдачи устных экзаменов. А у нас нет." Вот так, неожиданно для меня, аукнулся всеми нами "любимый" ЕГЭ. Что тут скажешь?
Вообще нежелание нашего образования учить детей тому, что действительно нужно в жизни, самая большая проблема. Например, школьников не учат выражать свои мысли в устной или письменной форме. Это всё как бы само собой должно происходить. Но не происходит ничего само собой! Русский язык в школе преподаётся как "наука о языке", и не воспринимается детьми как средство общения. С литературой всё тоже сложно: каждый из нас, родителей, знает, как мало сейчас дети читают. Но это лирика. 

Сегодня я хочу поделиться одной литературной игрой или упражнением, которое можно использовать для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, со школьниками, да и взрослым это может быть интересно и полезно. Знаете ли вы, что такое синквейн?
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. В дальнейшем эта форма стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в учебных целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Что же из себя представляет синквейн? Существуют классический синквейн и дидактический.

1. Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2—4—6—8—2. На её основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.
2. Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления, темы стихотворения.

На дидактическом синквейне остановимся подробнее.  Как было сказано в нём пять строк.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, дающая эмоциональную оценку.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, может быть синонимом первого слова.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. 
Написание синквейна - это свободное творчество, при этом требующее от автора умения находить важное, делать выводы и кратко их формулировать. 
Простота построения синквейна позволяет использовать его для занятий с детьми дошкольного возраста.  В частности, для знакомства с самим понятием слова и расширения словарного запаса, для развития умения выражать свои мысли.
Составление синквейна, по сути краткого резюме, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн не требует большого количества времени, но имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от автора проявления практически всех его личностных способностей - интеллектуальных, творческих, образных. 
Кроме самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, можно предложить детям разные варианты заданий с его использованием.
Например, составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна) или определить отсутствующую часть (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Вот мои примеры синквейна.

Осень.
Роскошная, грустная.
Тревожит, дарит, отбирает.
Осень - парадокс жизни.
Одиночество в толпе.

Цветок.
Яркий, манящий.
Благоухает, притягивает, дарит.
Цветы - дети природы.
Красота.

Буду рада, если заинтересовала вас. Отправляю пост в Детскую галерею №5.

2 комментария:

  1. Елена, неожиданный пост в рукодельном блоге.
    В наших школах учителя активно используют синквейн в работе со школьниками (это я про наш муниципалитет))

    ОтветитьУдалить
  2. Да, неожиданно. Дает о себе знать образование. Это хорошо, что используют, правильно. Мне кажется не многие все-таки знают о синквейне и кому-то пригодится.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваше внимание!